Отчет и.о. главы МР "Каякентский район" о результатах своей деятельности, деятельности администрации и иных подведомственных главе органов местного самоуправления муниципального района, в т.ч. по решению вопросов, поставленных Собранием депутатов района
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Сегодня в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом района представляю отчет о результатах свой деятельности, как и.о. Главы района, деятельности администрации и иных подведомственных Главе органов местного самоуправления, в том числе по решению вопросов, поставленных Собранием депутатов муниципального района, в целом о положении дел и о перспективах развития района.
Свой отчёт отношу не только к обязательной норме, а прежде всего, к традиционному формату открытого диалога с депутатами районного Собрания, а в их лице с жителями района, представителями учреждений и организаций.
Прежде чем говорить о своей работе, считаю необходимым обозначить те отправные точки, которые определяют не только роль и место Главы муниципального района в общей структуре органов районной власти, но и суть всей его деятельности. Они четко установлены федеральным законодательством, Уставом района и заключаются в следующем:
во-первых, это статус высшего должностного лица;
во-вторых, собственные полномочия;
в-третьих, это ответственность за результаты непосредственно своей деятельности, деятельности администрации района, и, наконец за положение дел в районе в целом.
За тот небольшой период времени, который я возглавляю район, главным направлением своей деятельности считал и считаю - принятие исчерпывающих мер, направленных на создание в районе стабильной экономической и социально-политической обстановки.
У Главы, Собрания депутатов района и администрации, как исполнительного органа районной власти разные функции, хотя в целом вся наша работа была направлена на стабилизацию общественных отношений, повышение жизненного уровня населения, его социальную защиту и поддержку, т.е. на обеспечение эффективной работы Собрания депутатов и администрации района и улучшения социально - экономической ситуации в районе.
Хочу отметить, что по многим позициям нам удалось достичь определенных успехов, конкретные результаты налицо, по другим - наметилась положительная динамика.
Ради справедливости также хочу подчеркнуть, что у нас много нерешенных проблем, упущений в работе. Необходимо отметить и то, что над решением целого ряда проблем, таких как строительство объектов социальной сферы (школ, детских садов, больниц и т.д.), газо-электро-и водоснабжения населенных пунктов, улучшение состояние дорожной сети, обеспечение нуждающихся жильем и т.д. нами ведется постоянная работа.
Одним из основных приоритетным направлением деятельности администрации в 2013 году являлось дальнейшее развитие агропромышленного района.
Как известно, сельское хозяйство составляет основу экономики района. Общий объем сельскохозяйственной продукции в истекшем году составил более 992 млн. руб., что на 71,4 проц. больше по сравнению с 2012 годом. По итогам 2013 года прибыль сельхозпредприятий составила более 44 млн. руб.
Возросли объемы производство сельскохозяйственной продукции и в натуральном выражении. В 2013 году произведено в хозяйствах всех категорий (ГУП, СПК, КФХ и ЛПХ):
винограда - 32408 тонн против 11111 тонн в 2012 г.
зерновых - 10406 тонн против 1279 тонн в 2012 г.
овощей - 11315 тонн против 6768 тонн в 2012г.
молока - 7965 тонн против 7200 тонн в 2012 г.
мяса - 950 тонн против 850 тонн в 2012 г.
Посажено более 300 га виноградников.
Из общего объема валовой продукции сельского хозяйства произведено:
ЛПХ - 69 проц.
ГУП, СПК - 28 проц.
КФХ - 3 проц.
Следует отметить, что несмотря на определенные успехи достигнутые в 2013 году по сравнению с 2012 годом в области сельского хозяйства нашего района имеются ряд не решенных проблем и недостатков. Низкой остается в отрасли производительность труда, среднемесячная заработная плата работников отрасли, изношенность машино - тракторного парка составляет по разным оценкам от 70 до 80 проц.
Высокой остается доля необрабатываемой площади пашни. Район отстает от среднереспубликанских показателей по уровню производимой сельскохозяйственной продукции на душу населения и на 1 га сельхозугодий. Словом есть чем работать управлению сельского хозяйства и природопользования администрации района и руководителям ГУПов и СПК.
Основная задача, которую предстоит решить администрации района, Собранию депутатов и руководителям сельскохозяйственных предприятий, выбор формы хозяйствования. Данный вопрос затрагивает интересы каждого жителя района.
Администрация района вместе со всеми заинтересованными сторонами представила свои предложения по данному вопросу руководству республики. Кратко они заключаются в следующем: ликвидации ГУПов передачи земли сельским поселениям и потом на собраниях коллективов хозяйствах решить вопрос о формах хозяйствования на земле.
В настоящее время созданная инициативная группа по этому вопросу работает с заинтересованными министерствами республики. То что нам предлагает сейчас руководство республики - акционирование ГУПов со стопроцентным пакетом акций у государства и дальнейшей их передачи муниципалитетам поселений нас не устраивает. Над этой проблемой мы работаем ежедневно. Администрация района без учета мнения коллективов хозяйств и всех жителей района самостоятельно это не решить.
Завершая данный раздел хочу отметить, что как и в предыдущие годы в развитие сельского хозяйства района весомый вклад вносят коллективы ГУП «Кировский» (директор Гаджиева Б.А.), СПК «Нововикринский» (председатель Джабраилов К. Д.), ГУП «Каспий» (директор Габибов К.О.).Передовикам сельского хозяйства присвоены почетные звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Дагестан», награждены ценными подарками, почетными Грамотами района.
Важнейшим направлением деятельности администрации является дальнейшее развитие образования в районе.
Всего в системе образования муниципалитета работает 19 образовательных, 13 дошкольных и 10 учреждений дополнительного образования.
Одним из основных факторов, влияющих на качество образования, является укомплектованность образовательных организаций педагогическими кадрами и их квалификация.
Общее количество работников в образовательных учреждениях муниципального района составляет 2419 чел., непосредственно учебно- воспитательный процесс осуществляет 1286 педагогических работников, в том числе 972 в общеобразовательных учреждениях, 127 в дошкольных учреждениях и 187 в учреждениях дополнительного образования.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной и социальной политики» администрацией принимаются меры по доведению уровня заработной платы в сфере общего образования до средней в экономике республики. На сегодняшний день средняя заработная плата педагогических работников составляет:
общеобразовательных учреждений - 18230 руб.;
дошкольных учреждений - 10847 руб.;
дополнительного образования детей - 26994 руб.
Выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководства в 2013 году из федерального бюджета составили 3254 тыс. руб.
На сегодняшний день услугами дошкольных учреждений охвачено 1736 детей при нормативной мощности 1025 детей.
Комплекс мер по развитию дошкольного образования осуществляется по двум направлениям:
Обеспечение доступности и качества. Важный составляющий доступности дошкольного образования является наличие мест в дошкольных учреждениях и размер родительской платы. Родительская плата в детских садах района составляет 500 руб. в месяц, один из самых низких в республике.
Проблемной в районе наличие мест в детских учреждениях, число состоящих в очереди составляет около 1000 детей.
В рамках реализации федеральной целевой программы модернизация дошкольного образования в 2013 году в сел. Каякент введено в эксплуатацию детский сад на 100 мест, в текущем году будет реконструирован детский сад на 140 мест в сел. Первомайское. Средства на эти в размере 30 млн. руб. выделяются из республиканского бюджета.
В истекшем на капитальный ремонт детского сада «Чебурашка» в сел. Новокаякент из районного бюджета выделено 650 тыс. руб. Ряду существующих детских учреждений требуется капитальный ремонт.
В бюджете района на 2014 год предусмотрены денежные средства в размере 1 млн. руб. для открытия дополнительных 2 групп детского сада в сел. Башлыкент.
Ведутся работы по реконструкции 1 детского садика в сел. Каякент.
В 2013 году перед системой образования района были поставлены задачи, ориентированные на дальнейшее развитие и повышение качества образования. Одна из основных таких задач истекшего года это реализация комплекса мер по модернизации общего образования и вторая - внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.
В рамках комплекса мер по модернизации общего образования в 2013 году в районе было реализовано 9,8 млн. рублей. Финансовые средства, в том числе из районного бюджета, были направлены и на приобретение оборудования для школ района. Денежные средства в размере 1284 тыс. руб. из районного бюджета выделены и произведен капитальный ремонт системы отопления Утамышской средней школы.
Ежегодно увеличивается парк компьютерного оборудования в школах района. В 2013 году численность учащихся, приходящихся на 1 компьютер, составила 41 чел. Все общеобразовательные учреждения обеспечены выходом в Интернет. Администрация района ставит перед собой задачу в ближайшее время оборудовать подавляющее большинство мест учителей, компьютерной техникой.
Необходимо навести порядок в системе образования. Управлению образования, культуры, молодежной политики и спорта, курирующему это направление заместителю главы администрации района надо переломить ситуацию и обеспечить организацию нормальной сдачи ЕГЭ.
Встречи с жителями района подтверждают, что людям нужны не наши отчеты, а повышение уровня жизни, доходов, улучшение качества здравоохранения и других отраслей социальной сферы.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников учреждений здравоохранения - 16578 руб., врачей 30437 руб., среднего медицинского персонала - 16492 руб.
Определенная работа делается при поддержке Минздрава РД по модернизации здравоохранения района. Увеличилось поступления оборудования, несколько снизился коэффициент младенческой смертности.
Завершено строительство ФАПа в сел. Дружба, на выполнение работ по наружным инженерным сетям и благоустройству территории ФАПа из районного бюджета сельскому поселению «село Дружба» выделено 300 тыс. руб. В текущем году по программе «Социальное развитие села» планируется строительство ФАПов в сел. Каранайаул и Сагаси-Дейбук.
Как вы знаете, 2014 год в Российской Федерации объявлен Годом культуры. В связи с этим в районе будут проводиться мероприятия, направленные на развитие и пропаганду историко-культурного наследия нашего района. Необходимо шире развивать культурный обмен района с другими районами республики и регионами страны, театр юного зрителя «Синяя птица» достойно представляет наш район на культурных мероприятиях регионального и всероссийского уровня.
Мы уже приступили к реализации большего культурного проекта - «80-летие Каякентского района». По этому вопросу принято решение Собрания депутатов района, оно будет отмечаться в марте 2015 года.
Объектами пристального внимания администрации являются дальнейшее развитие в районе физической культуры и спорта, молодежной политики.
В районе активно развиваются такие виды спорта - вольная борьба, бокс, тхэквондо и т.д.
Воспитанники наших спортивных школ стали чемпионами России, Европы и Мира по вольной борьбе и восточным единоборством.
Однако, несмотря на достижения в профессиональном спорте, мы за последнее время во многом упустили массовый спорт. Систематически занимаются физической культурой и спортом менее 10 процентов населения района.
Все проблемы состояния и перспективы развития района затрагивают интересы молодежи.
Если мы будем давать молодым людям нормальное образование и работу, большинство проблем будет решено, ведь именно среди молодежи большая безработица. Мы должны придавать особое значение всему комплексу проблем молодежной политики. Говоря о молодежи, хочу подчеркнуть, что при формировании кадрового резерва мы должны предусмотреть подготовку и продвижение на руководящие должности молодых специалистов. В то же время надо отметить, что из-за дефицита денежных средств администрация района не в состоянии в полном объеме финансировать развитие спорта и молодежную политику.
Уважаемые депутаты! Как вам известно для решения всех проблем стоящих перед нами нужны финансовые средства. Для этого нам необходимо ежегодно наращивать налоговый потенциал района. В качестве основных параметров налоговой политики района на 2014-2016 годы определены:
мобилизация дополнительных налоговых поступлений в районный бюджет и сокращение объемов задолженности по налоговым доходам;
создание благоприятных условий для поддержки инвестиций и стимулирования деловой активности.
В центре внимания администрации района находятся вопросы реализации приоритетного проекта «Обеление экономики», для чего необходимы совместные скоординированные мероприятия, направленные на повышение налоговой базы по имущественным и земельному налогам, легализации незаконного предпринимательства и увеличения на этой основе поступлений в консолидированный бюджет.
Несмотря на ограничения, бюджет района остается социально ориентированным - более 80 процентов расходов направляется на социальные цели, в том числе свыше 72 процентов на образование.
Уровень собираемости налогов - важный показатель эффективности работы администрации района, прежде всего Управления финансов, экономики и инвестиций. Работа Управления не отвечает современным требованиям. Поручаю Управлению безотлагательно начать работу совместно с правоохранительными, налоговыми органами продолжить работу по постановке на налоговый учет земельных и имущественных объектов, обеспечить актуализацию данных похозяйственного учета. Словом, необходимо создать нетерпимое отношение к недобросовестным налогоплательщикам.
Самой проблемной отраслью в районе является жилищно- коммунальное хозяйство. На нужды отрасли из консолидированного бюджета района расходуются более 40-45 млн. руб. В 2013 году из районного бюджета выделены:
на водоснабжение сел. Первомайское - свыше 1,4 млн. руб.
на ремонт канализации в сел. Новокаякент - 600 тыс. руб.
на ремонт моста в сел. Утамыш - 400 тыс. руб.
на благоустройство территории ФАП в сел. - 300 тыс. руб. Алходжакент
В настоящее время идут работы по водоснабжению в сел. Утамыш по ФЦП «Социальное развитие села», администрация района принимает меры по включению в эту программу на 2014 г. и водоснабжение в сел. Алходжакент.
Вместе хочу отметить, что впереди у нас по линии ЖКХ масса проблем, требующих внимания и принятия неотложных мер. Администрация района над решением этих проблем работает.
Уважаемые депутаты!
Об исполнении непосредственно своих полномочий позвольте коротко доложить следующее.
Представлял Каякентский район, интересы его жителей в отношениях с руководством Республики Дагестан, министерств и ведомств республики, органами местного самоуправления других муниципальных образований.
В этой связи участвовал в совещаниях и мероприятиях проводимых Главой Республики Дагестан, заседаниях Правительства РД, министрами республики.
В районе проведены мероприятия с участием Председателя Народного Собрания, министра по управлению государственным имуществом РД, заместителей министров и депутатов Народного Собрания РД.
В течение минувшего года принимал непосредственное участие в решение вопросов, с которыми обращались ко мне главы поселений и их жители. Это касалось состояние дел в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, благоустройства, вопросов развития спорта и т.д. Встречаясь с жителями всегда старался вникнуть в имеющиеся проблемы и помочь их решить.
Работа с обращениями граждан для меня - один из важнейших каналов обратной связи с населением. Она ведется по нескольким направлениям. Граждане могут обратиться ко мне на личном приеме, направить письменное обращение, посредством телефонного обращения или направить обращение на официальный сайт администрации района.
В 2013 году мной на личном приеме принято 162 человека, письменно обратились -245 граждан. На все обращения граждан были даны ответы. Конечно, не все вопросы решались положительно для заявителя. Следует отметить, что граждане обращаются в администрацию района по вопросам трудоустройства, выделения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, оказания материальной помощи, устройства детей в детские сады и т.д. Из райбюджета в 2013 году на оказание материальной помощи нуждающимся выделено около 700 тыс. руб.
Следует отметить, что отдельные работники администрации района недобросовестно относятся к обращениям граждан, несвоевременно дают ответы на них.
В минувшем году, мною, как и.о. Главы района, проводились рабочие совещания, встречи, рассмотрено 1582 единиц официальной корреспонденции, направлено 282 писем, обращений, информаций в различные инстанции.
Принимал участие и выступал во всех заседаниях сессий районного Собрания депутатов. На сессиях райсобрания обсуждались вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности района.
Говоря об исполнении решений Собрания депутатов, надо отметить, не все решения своевременно и в полном объеме исполнялись администрацией района. Это происходило в основном из-за нехватки денежных средств на их исполнение.
Администрацией района велась работа и по исполнению депутатских запросов. Работа администрации с депутатскими запросами обсуждалась на Собрании депутатов, заседаниях администрации района и на рабочих совещаниях. Не исполненные депутатские запросы и решения Собрания депутатов находятся на контроле и по ним будут администрацией района решения об их исполнении, а при невозможности даны соответствующие разъяснения.
Важнейшим направлением своей деятельности считал и считаю - взаимодействие с органами местного самоуправления поселений и в первую очередь с главами поселений. К чести глав поселений нужно сказать, что большинство из них достойно представляют свои поселения на районных и республиканских мероприятиях.
Я благодарен главам поселений за взаимопонимание и поддержку в вопросах, требующих совместных наших усилий и надеюсь на дальнейшую совместную конструктивную работу в решении стоящих перед нами задач.
Информирование населения района о деятельности муниципальной власти - одно из обязательных условий нашей работы. Решения районного Собрания и постановления администрации района, носящие нормативно- правовой характер обнародуются своевременно: опубликовались на страницах районной газеты «Луч справедливости» и размещались на официальном сайте администрации района.
В сроки, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением сессии утверждены:
Бюджет муниципального района «Каякентский район» на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, на очередную сессию будет внесен проект об утверждении отчета об исполнении бюджета района за 2013 год, кроме того, в 2013 году по вопросам о внесении изменений в бюджет 2013 года Собранием депутатов принято 8 решений.
Первоначально утвержденный бюджет муниципального района на 2014 год составляет 642 млн. руб., хочу заверить депутатов уточненный бюджет района к концу в связи включением в различные инвестиционные программы будет намного больше.
Почти все руководители средних общеобразовательных учреждений обращаются ко мне с письмами, что не хватает средств на зарплату и стимулирующие выплаты. Д&знаю, что не хватает, потому что Госстандарт образования в 2013 году составляет 311 млн. руб., а на 2014 год - 295 млн. руб.
Над решением этой проблемы мы работаем, отправлены обращения в Правительство и Минфин РД, я два раза по этому вопросу встретился с Председателем Правительства. Аналогичное положение в большинстве районов республики, обещали рассмотреть и помочь. Но и нам надо, уважаемые директора школ, оптимизировать штаты и численность работников.
Уважаемые депутаты! Мы с вами представляем интересы населения. Хотелось бы отметить, что результаты работы администрации района и Собрания депутатов, их авторитет зависит от активности каждого сотрудника администрации района и каждого депутата не только в районном Собрании, но и в избирательном округе.
В этой связи остановлюсь чуть подробнее о работе управлений и отделов администрации района. Хочу сразу отметить, что их работа не отвечает современным требованиям. Низка трудовая и исполнительская дисциплина. Сам аппарат администрации района очень громоздкий, управлениями и отделами отдельные функции и полномочия дублируются.
В целях исполнения поручения Собрания депутатов района мною создана комиссия по оптимизации численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, служебного автотранспорта и совершенствования структуры администрации. Работа комиссии на стадии завершения. По её итогам проект соответствующего нормативно-правового акта мною будет внесен на очередную сессию Собрания депутатов района. К сведению депутатов: мною уже принято решение о сокращении 7 штатных единиц администрации района.
В 2014 году нам предстоит не менее сложная, чем в году прошедшем, работа:
сохранение положительной динамики социально-экономического развития;
обеспечение реализации мер по сохранению социальной стабильности;
выполнение утвержденного бюджета;
реализация муниципальных целевых программ;
усиление контроля за исполнением решений Собрания депутатов и постановлений администрации района;
повышение качества работы каждого депутата и каждого сотрудника администрации района.
Завершая доклад, хочу отметить что: главное достояние и главный капитал нашего района-люди, которые здесь живут. Для того, чтобы уровень их жизни был достойным, всем нам необходимо упорно и целенаправленно работать единой командой, каждому ответственно относиться к порученному делу. Я надеюсь, на вашу поддержку и помощь, на помощь депутатского корпуса, работников администрации района, глав поселений, всех присутствующих в этом зале. И тогда мы многого сумеем достичь.
Желаю всем удачи и плодотворной работы на благо жителей Каякентского района!
Благодарю за внимание!