Рано списывать аренду. Нужна ли частная собственность на землю?
В настоящее время в Дагестане бурно проводится обсуждение вопроса о том, что нужна ли частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения. Своими суждениями по этому вопросу делится житель селения Каранайаул Каякентского района Ибрагим Абакарович Кубатов, человек долгое время руководивший одним из сельхозпредприятий Каякентского района – ГУП «Чкаловский»:
Ныне много дискуссий идет в обществе по вопросу введения частной собственности на землю у нас в Дагестане. Не могу остаться в стороне и я. Но свои суждения начну со знаменитого земледельца, народного академика Терентия Мальцева. «Так называемые рыночные цены установлены не для частного труженика, а в расчете либо на вора, либо на ловкача. А способен ли жулик трудиться в сельском хозяйстве в поте лица своего?
Может быть, отечественным реформаторам и чудится, что вся суть продовольственной проблемы состоит в праве частной собственности на землю, в дозволении ее купли-продажи. Это, по-моему, единственное, что осталось сделать с растерзанной Россией, чтобы ее довалить. Самому недалекому политику должно быть ясно: усиленное протаскивание закона о частной собственности на землю в интересах тех, кто успел награбить народные миллионы».
Прошло 20 лет после этих высказываний, что же изменилось? Может, воров, жуликов стало меньше, а сельские жители (труженики) стали жить зажиточнее? Тут, по-моему, комментарии излишни. Приведу лишь высказывание члена Экономического совета при Президенте РД Абаса Ахмедова на заседании Совета 7 сентября 2012 года: «В Дагестане теневая экономика составляет от 40% до 60% ВРП, а в отдельных сферах, например, в торговле доходит до 2/3». На газетных страницах нередко встречаешь суждения авторов, которые утверждают, что арендатор не является хозяином земли, что якобы арендованные земли заброшены и зарастают бурьяном. Действительно, подобные случаи имеют место, но в этом, считаю, нет вины самой системы арендных отношений, причина в другом. По моему убеждению, такая обезличенность ответственности за эффективное использование земли связана с множеством структур, отвечающих за управление и контроль в этой сфере (Минземимущество, Минсельхоз, Россельхознадзор, Роснедвижимость и т.д., и т.п.). Не зря Президент республики Магомедсалам Магомедов, касаясь контрольных органов с приставкой на «рос», назвал их рассадником коррупции в Дагестане. Я полагаю, что из-за невозможности одолеть коррупцию в земельных отношениях Президент и вышел с идеей всенародного обсуждения вопроса о введении частной собственности на землю. Да, на самом деле земельные отношения в республике крайне сложны, хотя для регулирования их имеется достаточная правовая база. Это «Об обороте земель сельхозназначения», «О статусе земель отгонного животноводства в РД». Во всех этих республиканских законах в Земельном кодексе РФ делается упор на развитие арендных отношений в использовании земель сельхозназначения, но эти же законы крайне усложняют процедуру получения земли в аренду сельскими жителями, желающими работать на земле. Мне лично известны сотни случаев, когда молодые сельские семьи годами обращаются за получением в долгосрочную аренду земель под сельхозпроизводство и не находят решения из-за чиновничьей бюрократии.
Абсолютно непонятна позиция Минземимущества РД и других республиканских ведомств, связанных с оборотом земель сельхозназначения. Вместо того, чтобы в своих возможных пределах упрощать процедуру предоставления земель в аренду, искать, привлекать арендаторов, часто занимаются отпиской. Могу подтвердить это следующим примером. «Будучи директором ГУП «Чкаловский», я с письмом в апреле 2009 года обратился в Минземимущество с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении в долгосрочную аренду для посадки виноградников 108,5 га земли жителям сел. Каранайаул и не получил одобрения, в результате чего более 70 заявлений остались неудовлетворенными, притом, что только в этом предприятии ежегодно более 350 гектаров пашни остаются неиспользованными. Если бы был решен этот вопрос, там росли прекрасных 100 гектаров современных высокоэффективных виноградников и люди были обеспечены работой. Аналогичные обращения в период моей работы директором были и ранее».
Нет логики в суждениях Минземимущества РД в ответе на статью «Лозунг прежний: землю крестьянам» («Дагестанская правда» от 25 января 2012 года, №18). Но вместо того, чтобы конструктивно решить поставленные в ней вопросы, в ответе содержатся ссылки на главу МО «Каякентский район» Ильмутдина Гамзаева. Но как можно винить руководителя района за то, что ГУПы не переоформили право постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды, как того требует закон? Ведь ГУПы в ведении министерства. Или возьмем другое рассуждение в ответе на эту же статью: «Для изъятия земельных участков у ГУПов и предоставления их кому-либо необходима первоначальная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в том числе проведение межевания и постановка их на кадастровый учет. Без получения кадастрового паспорта и свидетельства о регистрации права нельзя проводить дальнейшие мероприятия по образованию земельных участков (разделение, выдел, объединение и перераспределение), так как одним из документов, необходимых при принятии решения.., является кадастровый паспорт земельного участка…». Тут возникает вопрос, кто же в праве распоряжаться этими землями до завершения всех процедур, связанных с разграничением собственности и приобретением права собственности на земли: Минземимуществу нельзя, муниципальным образованиям нельзя, ГУПам нельзя. Как долго этот хаос будет продолжаться?
Мне кажется, все эти несуразицы созданы искусственно, они - следствие отсутствия взаимодействия министерств, ведомств и муниципальных образований. Если это не так, то как можно объяснить такой правовой вакуум при наличии упомянутых федеральных и республиканских законов по земельному праву? Почему республиканские министерства, ведомства, связанные с оборотом земель, с помощью депутатов Госдумы РФ, Народного Собрания РД не позаботились, чтобы отдельные статьи этих законов привести в соответствие к нашим дагестанским условиям, учитывающим интересы сельских тружеников, ведь согласно ст. 2 п. 1 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Тут вывод один - просто не позаботились о сельских жителях, зато дельцы, ловкачи позаботились и воспользовались искусственно созданным хаосом. Если это не так, то как можно объяснить то, что рядовой сельский житель-труженик не может получить для выживания 1-2 гектара земли под сельхозпроизводство, а другие получают десятки гектаров высокоценных рекреационных земель на берегу Каспийского моря и продают их по баснословным ценам.
В поисках ответа на вопросы, возникшие у меня, я изучил положение «О Министерстве земельных и имущественных отношений РД» и поразился объему функций, возложенных на это ведомство. Я убежден даже если уважаемое министерство будет успевать из всего возложенного на него выполнить хотя бы 40-50% - это хорошо. Нагрузка действительно беспредельно велика, а поэтому во многом и такой хаос с использованием земельных ресурсов. Вот такое неуспевание уследить за всем и приводит к коррупции, т. е. возникновению коррупционных схем. Этим и можно объяснить тот бандитский беспредел с рекреационными землями, о котором я говорил выше и о котором пишется в статье «Борьба за Каспийское побережье» в «Дагестанской правде» за 22.08.2012 года.
В октябре 2012 года на Госсовете РФ Президент В.В.Путин четко, с пониманием дел в земельном хаосе сказал, что надо ускоренно решить вопросы передачи земель местным органам власти - они (местные органы власти) лучше знают, где поставить дом и где сажать картошку. Он указал на бюрократизм и коррупцию среди чиновников - именно они мешают народу приобретать землю, и акцентировал внимание и на такой идее: «Если земля у кого-то не работает, то следует отобрать ее и передать другому».
Замечу, в существующих уже законах есть достаточно оснований для этого. Со стороны государства должен быть надлежащий контроль за использованием земли. К сожалению, не было и нет этого контроля у нас в республике.
Сегодня многие чиновники винят арендаторов, якобы они плохо используют арендованные земли. Этого можно было избежать, если бы был задействован механизм изъятия земли у неэффективного землепользователя. Я, например, не знаю ни одного случая изъятия земли у нерадивого арендатора, хотя законами РД предусмотрена процедура изъятия.
Причина этого, мне кажется, кроется в круговой поруке и коррупции, так как земля - один из самых ценных ресурсов.
Уверен, если в республике развивать честные, чистые арендные отношения с прогрессирующей арендной оплатой за неиспользование земли, земля перейдет в руки тех, кто может и умеет работать на ней, и никто держать землю про запас не будет, соответственно повысятся поступления средств в бюджеты. Надо признаться, что ни на уровне республики, ни на уровне районов вплотную никто не занимался развитием арендных отношений в сельхозземлепользовании, не проводилась какая-либо работа по усилению ответственности за эффективное использование земли, а поэтому я считаю, что возможности арендной системы не исчерпаны. Безусловно, и условия аренды должны быть иные, то есть не такие, какие ставятся на аукционных торгах - победитель тот, кто предложит наиболее высокий размер стоимости права аренды. Этот принцип очень часто не обеспечивает честному жителю села доступ к земле.
Считаю, сегодня на ближайшие годы альтернативным вариантом в повышении эффективности использования сельхозземель остается аренда с четко выраженными механизмами ответственности министерств и ведомств, органов местного самоуправления и самих землепользователей за состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения. Надеяться на то, что сельхозпредприятия, которые формально или официально владеют землями, обеспечат в полном объеме эффективное использование земель, не приходится, потому что многие из них находятся в состоянии банкротства. В этом можно убедиться даже на примере самого благополучного в республике Каякентского района, в котором сохранены во всех селах сельхозпредприятия (8 ГУП и 5 СПК), которые владеют 28796 га сельхозугодий (60,6%) из имеющихся в районе сельхозугодий 47500 га.
Возможно, много упреков прозвучало у меня в адрес Минземимущества РД, поверьте, речь не идет о некомпетентности руководства и специалистов этого ведомства, речь идет о боли и проблемах сельских жителей, которые остались один на один со своими проблемами, а решение этих проблем сегодня во многом зависит от конструктивной работы этого министерства, других республиканских ведомств, связанных с оборотом земель, и органов местного самоуправления.