Информация «О коррупции и правовой основе противодействия коррупции»
1) Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени и в интересах юридического лица.
2.Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Правовая основа противодействия коррупции состоит из нескольких разделов.
Раздел 1. Международные правовые акты.
-Конвенция Организации объединенных наций против коррупции.
-Конвенция Совета Европы ЕТS №173 об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 года).
Раздел 2.Федеральное законодательство.
-Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
-Федеральный закон от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
-Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
-Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
-Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года №297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
Раздел 3. Республиканское законодательство.
-Закон Республики Дагестан от 7 апреля 2009 года №21 «О противодействии коррупции в Республике Дагестан».
-Указ Президента Республики Дагестан от 20 августа 2009 года №195 «Об антикоррупционной экспертизе правовых актов Республики Дагестан, проектов правовых актов Республики Дагестан и иных документов».
-Указ Президента Республики Дагестан от 16 сентября 2009 года №206 «Об уполномоченном органе по реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан».
-Указ Президента Республики Дагестан от 23 июля 2009 года №163 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Дагестан обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Раздел 4.Послания и выступления Президента Российской Федерации.
-Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года.
-Выступление Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева на заседании Совета законодателей от 14 июля 2010 года.
-Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 13 января 2011 года.
Раздел 5.Послания Президента Республики Дагестан.
-Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан 29 июня 2010 года.
-Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан 7 июля 2011 года.
В соответствии с вышеуказанными правовыми актами Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, глава Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан определяют основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
-принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а так же граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
-введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
-унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации,
должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обеспечение независимости средств массовой информации;
-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
-совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
-обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
-совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
-оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Помощник
главы администрации
МР «Каякентский район»
по вопросам противодействия
коррупции А.М.Абдулкадыров