На базе Каякентской СОШ №1 прошло мероприятие по риску срыва развития личности
Накануне, на базе МБОУ «Каякентская СОШ № 1» научным центром формирования добрых человеческих отношений был проведён семинар-совещание с заместителями директоров учреждений района по воспитательной работе на тему: «Риск срыва развития личности. Лица, демонстрирующие асоциальное поведение».
А. А. Цахаева, зав. кафедрой общей и педагогической психологии, доктор психологических наук, профессор, член общественного совета при МВД по РД, основатель научной школы «Психология саморазвивающейся адаптивной личности», Заслуженный деятель науки РД, - психология поведения, личности и её психологических ресурсов, научный сотрудник МКУ ФДЧО, выделила актуальные противоречия образовательной среды школ, выявила детерминанты обеспечения психологической безопасности развития личности в образовательном пространстве учреждения. Присутствующие были ознакомлены разработкой программы гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки психолого-педагогических кадров, с включением научно-исследовательской, производственной и учебной практик (Федеральный государственный образовательный стандарт) по обеспечению индивидуальной и групповой психологической безопасности личности всех субъектов образования. Учет этнопсихологических, социально-культурных, политических особенностей образовательной среды школы позволит построить стратегию развития личности не только детей, но и преподавателя, в которую включены духовно-нравственные, психосоматические, национально-культурные, познавательные аспекты обучения, развития и воспитания.
Задача профилактики асоциального поведения несовершеннолетних была актуальна всегда. Это напрямую связано с количеством несовершеннолетних, проявляющих асоциальное и делинквентное поведение. Тема актуальна еще и потому, что делинквентное, противоправное поведение детей и подростков является мощным фактором риска асоциального развития личности в целом, фактором, отрицательно влияющим на всю их дальнейшую жизнь.
В своём выступлении Анжелика Амировна рассказала и объяснила как дети, пользующиеся интернетом, становятся жертвой буллинга, как изменились люди и отношения между ними за последние 15-20 лет. По проблемам агрессии и насилия несовершеннолетних у нас в стране проводятся многочисленные конференции, круглые столы и семинары.
«Должна быть серьезно переосмыслена роль и значение педагога в системе психологической службы школы. Учитель должен стать важнейшей составляющей этой службы, ее активным элементом. Концептуальной основой психологической службы должна стать не диада «психолог – учащийся», а триада «психолог – педагог – учащийся». Нужна соответствующая мотивация на личностном уровне (учителя, школьные психологи) и на уровне организации (школа).
Процесс социализации личности начинается в семье и на протяжении нескольких первых лет жизни почти исключительно в ней и осуществляется. Влияние семьи на процесс социализации и развития личности остается чрезвычайно высоким и в последующие годы, когда к этому процессу подключаются другие институты социализации.
Нередко недостаточное внимание объясняется причинами психологического и педагогического порядка. То есть, речь идет о низком контроле за ребенком по концептуальным соображениям. Ему предоставляется максимальная свобода в принятии решений, что связывается с доверием к нему, уважением его как личности, желанием развивать его самостоятельность.
Забота родителей об уважении свободы личности ребенка воспринимается самими детьми как отсутствие заботы о нем, недостаток внимания и эмпатийного взаимодействия».
Продемонстрированы были презентации:
- технология игрового взаимодействия;
- классные часы «Конфликты и пути их решения»;
- «Формирование добрых человеческих отношений - как механизм нейтрализации асоциального поведения»;
- «Современные методики психологической диагностики проблем семейных и межличностных отношений».