Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МР «Каякентский район» на 2013-2020 годы

 

Программа 

комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МР «Каякентский район» на 2013-2020  годы

Паспорт Программы

 

Наименование Программы Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МР «Каякентский район» на 2013-2020  годы  (далее Программа).
Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ  "Об основах регулирования тарифов организаций  коммунального комплекса"(статьи 5,11).

Заказчик Программы Администрация МР «Каякентский район»
Разработчик Программы Отдел экономики и инвестиций администрации МР «Каякентский район»
Основные задачи Программы:

-реализация Схемы территориального планирования МР «Каякентский район»;
- строительство и модернизация систем коммунальной инфраструктуры;   

- повышение качества и  надежности  предоставляемых коммунальных услуг населению;
- привлечение инвестиций из  различных  источников финансирования для  развития  систем  коммунальной инфраструктуры;

-обеспечение доступности и прозрачности всех коммунальных услуг населению, проверка совокупного платежа населения за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности, повышения качества предоставляемых  услуг, снижение потерь  и экономия энергоресурсов. 
Цель Программы Модернизация систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов, повышение качества производимых работ (услуг), улучшение экологической ситуации на территории района.

Сроки и этапы реализации Программы 

Программа рассчитана на 2013-2020 гг. и проводится в 3 этапа:

1-этап  2013-2014 гг.;

2-этап  2015-2017 гг.;

3-этап  2018-2020 гг. 

Исполнители основных мероприятий Программы Администрация МР «Каякентский район», организации коммунальной инфраструктуры в МР «Каякентский район»

Объемы и источники финансирования Программы (в ценах 2012 года) 

Общий объем финансирования программы составляет-1666,869 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета и республиканского бюджетов-1060,835 млн. рублей, консолидированного бюджета  района-179,742 млн. руб., других источников – 426,292млн. рублей.
Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация Программы позволит:                   
-обеспечить выполнение мероприятий по строительству и модернизации систем электроснабжения,  водоснабжения,  водоотведения, газоснабжения;
- провести модернизацию и техническое вооружение систем коммунальной инфраструктуры, замену старого  оборудования   на   более современное;                                      
- выполнить мероприятия по энергосбережению, улучшить  качество  и обеспечить   надежность предоставляемых услуг, сократить  потери энергоресурсов при транспортировке;
Контроль реализации Программы Контроль  за исполнением Программы осуществляет администрация  муниципального района «Каякентский район»
Период, основание и порядок корректировки Программы Корректировка Программы производится администрацией  МР «Каякентский район» ежегодно после разработки прогноза социально-экономического развития и утверждения  бюджета района на очередной год.

Мониторинг реализации Программы 

Ежегодная отчетность по результатам реализации Программы представляется исполнителями основных мероприятий в первом квартале года,  в Совет по стратегическому планированию муниципального  района

 

Программа  комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры МР «Каякентский район» до 2020 года состоит из разделов:

Раздел 1.Обосновывающие материалы.

Раздел.2.Характеристика социально-экономического и демографического состояния МР «Каякентский район»

Раздел.3.Характеристика существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры. Перспектива развития МР «Каякентский район».

Раздел 4.Целевые показатели развития  коммунальной инфраструктуры.

Раздел 5.Программа инвестиционных проектов.  

Раздел 6. Источники инвестиций, тарифы и доступность Программы для населения.

Раздел 7.Система управления Программой  и контроль за ходом ее реализации.

 

Раздел 1. Обосновывающие материалы.

 

1.1.Введение

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МР «Каякентский район» на 2013-2020 годы разработана на основании Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса».

Современное состояние жилищно-коммунального комплекса Каякентского района не отвечает возросшим требованиям времени и характеризуется:

- относительно высокой степенью физического и морального износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется низкой производительностью, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей;

- большими непроизводственными потерями энергии, воды и других ресурсов.

            Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МР «Каякентский район» - это программа строительства и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых товаров (оказываемых услуг), улучшения экологической ситуации на территории Каякентского района.

            Программа разработана для:

- гарантированного покрытия перспективной потребности населения и вновь строящихся объектов в энергоносителях и воде;

 качественного и надлежащего снабжения коммунальными ресурсами населения и предприятий и учреждений, расположенных на территории района;

-повышения инвестиционной привлекательности муниципального района за счет предоставления возможности быстрого подключения новых объектов к системам коммунальной инфраструктуры и получения коммунальных услуг по обоснованным ценам.

На основании Программы будут сформированы инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры необходимые для финансирования строительства и модернизации системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, а также иные программы развития инфраструктуры.

В результате реализации Программы:

- планируется строительство новых и модернизация существующих систем коммунальной инфраструктуры электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения;

- улучшится качество предоставляемых услуг;

- улучшится экологическая ситуация на территории района;

- будет обеспечена возможность осуществления жилищного  строительства;

- произойдет снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;

- повысится финансовая устойчивость предприятий коммунальной сферы.

1.2.Правовое обоснование Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МР «Каякентский район» на 2013 г. - 2020 годы

 

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МР «Каякентский район» на 2013-2020 годы (далее  Программа) разработана на основании следующих документов:

- Федеральный   закон   от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы;

- Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 N 102-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы";

- Приказ Министерства регионального развития РФ от 14.04.2008 N 48 "Об утверждении методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";

- Приказ Минрегиона РФ от 10.10.2007 N 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";

- Приказ Минрегиона РФ от 10.10.2007 N 100 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";

- Проект схемы  территориального планирования Каякентского района до 2040 года.

 

1.3.Основные принципы формирования Программы.

 

Формирование и реализация Программы основывается  на следующих принципах:

- мероприятия и решения Программы должны обеспечивать достижение поставленных целей;

- обязательность включения мероприятий по энергосбережению при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов;

Главной целью  Программы является обеспечение устойчивого качественного функционирования и развития систем коммунального комплекса  с внедрением механизмов, обеспечивающих осуществление планируемого строительства новых, реконструкции и комплексного обновления (модернизации) существующих систем коммунальной инфраструктуры, улучшение экологической ситуации на территории Каякентского района.

Программа является базовым документом для разработки инвестиционных и производственных Программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Каякентского района, а также иных программ развития инфраструктуры сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

Программа представляет собой развернутый план действий, направленный на освоение новых территорий для индивидуального жилищного строительства, обеспечения ресурсосбережения, формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций, современной системы ценообразования, повышения эффективности градостроительных решений.

Основными задачами Программы являются:

- улучшение жилищных условий и качества жизни населения Каякентского района;

- повышение эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие и модернизация жилищного фонда;

- эффективное использование системы ресурсо- и энергосбережения;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- развитие и модернизация жилищного фонда;

- модернизация и обновление коммунальной инфраструктуры при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей;

- использование системы частно-государственного партнерства, путем заключения концессионных соглашений или софинансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов разных уровней.

 

 

Раздел 2. Характеристика социально-экономического и демографического состояния Каякентского района

 

            Каякентский район расположен на низменной части Дагестана между городами Избербаш и Дербент с восточной части омывается водами Каспийского моря, а с запада граничит с предгорной частью Дагестана. Район занимает территорию 691 кв. км, население по данным переписи 2010 года -54152 чел., что составляет соответственно 1,4% и 2,1% от соответствующих показателей Республики Дагестан. На территории района имеются 14 МО сельских поселений, 19 населенных пунктов, 13 крупных сельскохозяйственных предприятий, 42 образовательных учреждений, 14-учреждений культуры, 24-учреждений здравоохранения, 78-спортивных сооружений.

Прогноз застройки муниципального района в целом определяет, существующую в настоящее время тенденцию  и будет связан с ежегодным увеличением новых  площадей индивидуальной жилищной застройки, ежегодный объем, которых составит от 85 до 110 тыс. квадратных метров

2.1. Климатические условия.

Каякентский район характеризуется умеренно жарким и засушливым климатом летом и относительно мягкой непродолжительной, мало снежной зимой с частыми оттепелями. Весна в районе короткая и сравнительно теплая. Положительные температуры устанавливаются в начале марта,   вегетация начинается обычно в начале апреля. Осень продолжительная и сравнительно теплая. Низкие температуры наблюдаются в январе-феврале. Средние температуры зимой  от - 3 до -9 градусов.

В последние годы в связи с глобальными изменениями климата зимой наблюдаются аномально низкие температуры воздуха до – 25 градусов. Средняя температура воздуха летом от 25 до 35 градусов.  Осадков выпадает 300-350 мм в год.

В районе преобладают ветры северного и южного направлений.

Для климата района характерна устойчивость погоды в течение сезонов и на протяжении года и различия её в отдельные годы. Осень имеет затяжной характер. Наступление зимы растягивается на 2 - 3 месяца. На климат в районе существенное влияние оказывает наличие Каспийского моря.

            2.2. Рельеф.
            Большинство населенных пунктов Каякентского района расположено в низменности.

Поверхность низменности характеризуется равнинным, почти плоским рельефом с редкими незначительными повышениями. Лишь одно МО расположено на высоте 300 метров над уровнем моря.

2.3. Почвы.   

          Почвы района по своему составу разнообразны, но преобладающими являются суглинистые, светлокаштановые, каштановые и черноземы.

2.4.Водные ресурсы.

Поверхностные источники.

В ландшафте района реки составляют существенный и характерный элемент.

На территории района протекают реки Гамри-озень, Инчхе-озень, Количи, Башлы-Чай.

Все они слабо водные и летом на устье практически высыхают. В то же время, в отдельные годы, при выпадении ливневых осадков у истоков, наблюдаются паводки.

На территории района 3 водохранилища и озеро Аджи, занимающее площадь 500 га.

Подземные источники.

В гидрологическом режиме выделяются две группы подземных пресных вод, различающихся по условиям залегания.

Воды первой группы расположены в водосборных площадях рек, озер и водохранилищ и характеризуются относительно небольшой глубиной залегания от 6 до 10 метров.

Воды второй группы артезианские слабо напорные расположены в относительно большой глубине от 40 до 80 метров.

Источники водоснабжения населенных пунктов Каякентского района приведены в таблице №1.

 

таблица № 1

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

2.5.  Население.

            На 1 января 2010 года численность населения Каякентского района составила -54152 чел.

            По составу населения: мужчины-48,3%, женщины-51,7%, экономически активное население–38 %.

2.6 Экономика.

Основу экономики Каякентского района   в настоящее время составляют предприятия АПК.

На территории района выращивают виноград, зерновые культуры, картофель, овощи, фрукты. Разводят крупный рогатый скот, овец и птиц.

Определяющее влияние на рост валового муниципального  продукта района оказывает развитие основных видов экономической деятельности, которое невозможно без активной инвестиционной политики, направленной на создание благоприятных условий для привлечения в экономику средств отечественных и зарубежных инвесторов.

Наиболее перспективные направления для привлечения инвестиций:

  • сельскохозяйственное производство, в том числе переработка сельхоз продукции
  • санаторно-курортное лечение
  • туризм
  • торговля

2.7. Перспектива развития жилищного строительства.

Прогноз застройки муниципального района в целом определяет, существующую в настоящее время тенденцию  и будет связан с ежегодным увеличением новых  площадей индивидуальной жилищной застройки, ежегодный объем, которых составит от 25 до 35 тыс. квадратных метров.

            Кроме того, на территории района активно ведется работа по участию в адресных программах переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. В течение 2011-2012 годов построено 3 дома на 36 квартиры, завершается строительство еще 2 домов на 28 квартиры, по современной энергосберегающей технологии.

Планируется дальнейшее строительство многоквартирных жилых домов.

Раздел 3. Характеристика существующего состояния коммунальной инфраструктуры. Перспектива развития МР «Каякентский район».

 

3.1. Анализ существующего состояния каждой из систем ресурсоснабжения (электроэнергия, природный газ, вода, ТБО) коммунальной инфраструктуры.

 

Электроснабжение

Электроснабжение муниципального района осуществляется через
ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания». На территории района имеются  4 распределительные пункты по 350/10 кВ: «Капкайкентская», «Утамышская» (новая), «Утамышская» (старая), «Первомайская» и подстанция «Каякентская» -110/10 кВ. На территории района-350 КТП, суммарная мощность которых составляет-29500 КВА.

Состояние электрических сетей удовлетворительное. Загруженность электрических сетей на 75%. Вместе с тем в отдельных микрорайонах из-за отсутствия трансформаторных подстанций наблюдается, особенно в зимний период, перегрузка сетей, что приводит отключениям и авариям в сети. Кроме того требуется прокладка  линий электропередач в новых микрорайонах населенных пунктов муниципального района.

Газоснабжение

Газоснабжение муниципального района осуществляется от ГРЭС, расположенных в сел. Каякент, сел. Утамыш, сел. Башлыкент и замерного узла сел. Первомайское. Газоснабжающая организация ООО «Газпром межрегионгаз  Пятигорск». Состояние газовых линий удовлетворительное. Здесь также требуется прокладка газовых труб для газоснабжения жителей новых микрорайонов населенных пунктов муниципального района.

 

Водоснабжение

Водоснабжение населенных пунктов Новокаякент, Алходжакент, Капкайкент, Джаванкент, Каранайаул, Сагаси-Дейбук обеспечивает МУП УЖКХ и КС муниципального района, остальных населенных пунктов – предприятия, действующие на территории сельских поселений: ООО «Башлы», ООО «Дружба», ООО «Первомайское», ООО «Утамыш», ООО «Каякент», МУП «Гергинский», МУП «Нововикринский». Состояние водопроводных сетей удовлетворительное. Вместе с тем, в отдельных населенных пунктах района ощущается нехватка питьевой воды, особенно в летнее время, а качество воды не совсем соответствует требованиям ГОСТ.  В связи с чем начато строительство очистных сооружений на головном водозаборе Гаша.

 

Сбор и утилизация ТБО

Сбором и утилизаций ТБО занимаются те же предприятия, что и водоснабжением в каждом конкретном населенном пункте. В районе нет единой (районной) мусоросвалки. В каждом населенном пункте имеется отведенное место для захоронения ТБО. Утилизация и переработка мусора не производится. Большинство мест для захоронения ТБО  не соответствуют требованиям законодательства

Воздействие на окружающую среду будет иметь тенденцию к увеличению негативных воздействий. В то же время в связи с отсутствием крупных промышленных предприятий на территории района в основном такое негативное воздействие и дальше будет обусловлена демографическим ростом населения, увеличением расхода природного газа на коммунальные нужды, а значит и выбросов в атмосферный воздух вредных веществ от котельных, также  увеличением накопления ТБО

3.2.Анализ финансового состояния организаций коммунального комплекса, тарифов на  коммунальные ресурсы, платежей и задолженности потребителей за предоставленные ресурсы.

Финансовое состояние организаций коммунального комплекса удовлетворительное. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются Республиканской службой по тарифам. На 2013 год они составляют: по электроснабжении -1,25 рублей за 1 кВт; по природному газу-3,72 рубля за 1 куб. метр; по водоснабжению-4,0  рублей за 1 куб. метр; по ТБО- 17,7 руб. на 1 чел. в месяц. Задолженность на 01.01.2013 года всех потребителей ресурсов  составляет: по электроэнергии  -25 млн. рублей, по природному газу-324 млн. руб., по водоснабжению и вывозу твердых бытовых отходов -4,5 млн. рублей.

 

3.3.Анализ состояния установки приборов учета и энерго-ресурсосбережения у потребителей.

 

Электроснабжение

В системе электроснабжения обеспеченность приборами учета практически-100 %. Вместе с тем до конца 2011 года все предприятия и организации, а также частный сектор должны произвести замену старых счетчиков на новые электронные класса точности не менее «1». Это работа практически завершается в бюджетном секторе экономики района.

 

Газоснабжение

В системе газоснабжения обеспеченность приборами учета у предприятий и учреждений составляет порядка- 95 %, в частном секторе обеспеченность приборами учета составляет 70 %.

Водоснабжение

В системе водоснабжения в районе практически ни одно предприятие не обеспечено приборами учета.

3.4.Перспектива развития муниципального района и прогноз спроса на коммунальные ресурсы

3.4.1. Перспектива развития муниципального района

                                              таблица  № 2

 

           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

3.3.2. Прогноз спроса на коммунальные ресурсы

Динамика спроса на коммунальные ресурсы.

                       таблица № 3

 

       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Динамика спроса на коммунальные ресурсы по каждому типу потребления энергоресурса.

                                                                                                                                                                                                           таблица № 4

 

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

Примечание:

МКД – многоквартирные дома;

ИЖС – индивидуальный жилищный сектор;

БУ – бюджетные учреждения;

АКЗиП – административно-коммерческие здания и промышленность.

 

Раздел 4 Целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры

 

4.1. Критерии доступности для населения коммунальных услуг:

 

Практически все коммунальные услуги доступны для широкого круга потребителей. Ежегодно в районе сдаются в эксплуатации 100-125 домов общей площадью до 25 тыс. кв.м. В отдельных микрорайонах населенных пунктов услуги по водоснабжению и газоснабжению своевременно не предоставляются.

- показатели спроса на  коммунальные ресурсы и перспективной нагрузки  по каждому виду коммунальных ресурсов приведены в таблице № 3 и № 4.

- величины новых нагрузок присоединяемых в перспективе в основном связаны с ростом численности населения, вводом новых домостроений в эксплуатацию, а также строительством ряда новых объектов предпринимательства и социальной сферы;

- показатели качества поставляемого коммунального ресурса в основном соответствует действующим нормативам кроме отдельных случаев по водоснабжению;

- показатель степени охвата потребителей приборами учета в системе: электроснабжения - практически 100%, за исключением общедомовых счетчиков в многоквартирных домах, где степень охвата составляет-20%,  газоснабжения:-70% ( в частном секторе-70%, в бюджетной сфере-100%, в многоквартирных домах -20%), а  в системе водоснабжения -0%;

- показатели надежности по каждой системе ресурсосбережения:

по электроэнергии  и природному газу практически от 95 до 100%, по системе водоснабжения  в осенне-зимнее период от 95 до 100%, в весенне-летний период  от 60 до 85%;

- показатели эффективности производства и транспортировки ресурсов по каждой системе ресурсоснабжения (удельные расходы топлива и энергии, проценты  собственных нужд, проценты потерь в сетях);

- показатели эффективности потребления каждого вида коммунального ресурса (в т.ч. многоквартирных домов и бюджетных учреждений) удельные расходы каждого вида ресурса на 1 кв.м., на 1 чел. приведены в таблице № 5;

- показатели негативного воздействия на окружающую среду в таблице № 6

-программа реализации энергосберегающих мероприятий  при уличном освещении населенных пунктов и учете расходов энергоресурсов бюджетных учреждений определены муниципальной Программой по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

                                                                                                                                                                                  таблица № 5

 

                 
                 
                 
                 
                 
                 

                                                                                                                                                                                   таблица № 6

       
       
       
       
       

 

Раздел 5 Программа инвестиционных проектов

                                                                                                                                                                                                           таблица № 7

 

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Программа по замене электрических линий, КТП, разукрупнении и техническому

перевооружению  распределительных электрических сетей  0,4-10 кВ Каякентским РЭС

ОАО «Дагэнергосеть»  на 2013-2020 годы

                                                                                                                                                                                                            таблица № 8

 

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

Программа (прогноз)  строительства и капитального ремонта линий электропередач

населенных пунктов МР «Каякентский район» на  2013-2020 годы

                                                                                                                                                                                                                                 таблица №9

 

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

Программа (прогноз)  строительства и капитального ремонта газопроводов   населенных пунктов

МР «Каякентский район» на  2013-2020 годы.

                                                                                                                                                                                                                                    таблица №10

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

Программа (прогноз) строительства (реконструкции, капитального ремонта) водопроводных линий

и резервуаров-накопителей населенных пунктов МР «Каякентский район» на  2013-2020 годы.

                                                                                                                                                                                                                                    таблица №11

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

Программа

(прогноз) строительства (реконструкции, капитального ремонта) ливневой канализации и дренажных систем

 населенных пунктов МР «Каякентский район» на период 2013-2020 годы.

                                                                                                                                                                                                                                    таблица № 12

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

Программа инвестиционных проектов в захоронении ТБО;

Программа инвестиционных проектов в захоронении ТБО предусматривает строительство мусоросвалки для населенных пунктов Каякент и Новокаякент и завода по переработке и утилизации ТБО на третьем этапе производительностью 10000 тонн в год, сметной стоимостью-50000 тыс. рублей.

 

Раздел 6 Источники инвестиций, тарифы и доступность Программы для населения.

 

Объем и источники финансирования Программы  приведены  в таблицах  № 13.

таблица  № 13

 




?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение