Размер шрифта
А
А
А
Цвета сайта
Ц
Ц
Обычная версия

Администрация МР "Каякентский район"

Мои документы Мои документы Мои документы Мои документы

Прокуратурой Каякентского района в соответствии с поручением прокуратуры РД от 31.10.2019 № 7/2-1047-2019 проведена проверка по обращению заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Толстиковой Е.А.

Прокуратурой Каякентского района в соответствии с поручением прокуратуры РД от 31.10.2019 № 7/2-1047-2019 проведена проверка по обращению заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Толстиковой Е.А. о неправомерных действиях со стороны руководителей государственных унитарных предприятий Каякентского района (далее - ГУПов), в ходе которой деятельности ГУПов были выявлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства.

Установлено, что постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.12.1999г. № 276 «Вопросы Дагестанского государственного унитарного предприятия «Дагвино» 8 крупных сельскохозяйственных предприятий района сначала были реорганизованы в дочерние унитарные предприятия (ДУПы) и присоединены к ДГУП «Дагвино», а в последующем постановлением Правительства Республики Дагестан от 18.07.2000г. № 126 «О Комитете Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности» преобразованы в государственные унитарные предприятия, подведомственные сначала Комитету Правительства РД по виноградарству и алкогольной продукции, а ныне – Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ГУП «Гергинский», ГУП «Кировский», ГУП «Башлыкентский», ГУП «Каякентское», ГУП «Усемикентское», ГУП «Утамышский», ГУП «Каспий», ГУП «Чкаловский»).

Согласно учредительным документам (уставам предприятий) имущество ГУПов находится в государственной собственности Республики Дагестан, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе, что согласуется с нормами  Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ст.11 закона) и ГК РФ (ст.113 кодекса).

Согласно ст.6 Закона Республики Дагестан от 3 декабря 2004 года № 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Дагестан" имущество унитарных предприятий признается государственной собственности Республики Дагестан.

При этом порядок учета государственного имущества Республики Дагестан и ведения реестра имущества Республики Дагестан определен постановлением Правительства Республики Дагестан от 12 июля 2018г. №88 «О совершенствовании учета государственного имущества Республики Дагестан».

Указанным постановлением организациям, наделенным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан правом владения, пользования и распоряжения государственным имуществом Республики Дагестан, предписано представить в трехмесячный срок сведения об указанном имуществе в Министерство по земельным и имущественным отношениям РД (далее - Минимущество РД).

Согласно Положению о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденному постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2017 г. №70, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим   полномочия собственника в отношении государственного имущества Республики Дагестан, в том числе земельных участков, имущества государственных унитарных предприятий РД. 

Однако, как показала проверка, государственными унитарными предприятиями района эти требования законодательства не выполняются, на момент проверки необходимые сведения о находящемся в их пользовании недвижимом имуществе в Минимущество РД не представлены, вследствие чего Минимущество РД лишено возможности совершать в отношении указанного имущества действия по регистрации права государственной собственности, внесению в реестр государственного имущества Республики Дагестан, а также передачи в установленном порядке такого имущества ГУПам на праве хозяйственного ведения.

Между тем пунктом 17 Положения об учете государственного имущества Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 12 июля 2018г. №88, правообладатель государственного имущества Республики Дагестан для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества представить в Министерство:

а) заявление за подписью руководителя правообладателя государственного имущества Республики Дагестан о внесении сведений о государственном имуществе Республики Дагестан в реестр;

б) карты сведений об объекте учета по формам реестра государственного имущества Республики Дагестан согласно приложению N 1;

в) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем государственного имущества Республики Дагестан и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.

Более того, согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Вместе с тем вопреки требованиям закона руководители ГУПов (за исключением ГУП «Гергинский») открыто заявляют о своем несогласии с требованием Минимущества РД о представлении требуемых сведений о находящемся в пользовании ГУПов имуществе, ошибочно считая создание ГУПов незаконным, а также прикрываясь мнением трудовых коллективов, органов местного самоуправления и общественности «о якобы ненаделении их полномочиями  подписывать какие-либо заявления и документы о передаче имущества и земельных участков».    

В результате бездействия руководителей перечисленных ГУПов на объекты недвижимости, находящиеся в пользовании последних, не регистрировано право государственной собственности Республики Дагестан, а также эти объекты в установленном порядке не переданы ГУПам и не закреплены за ними на праве хозяйственного ведения, соответственно, на недвижимое имущество не оформлены права хозяйственного ведения ГУПов в органах регистрационной службы.

По этим же основаниям право пользования земельными участками   ГУПами  осуществляется на основании ранее выданных свидетельств на право бессрочного (постоянного) пользования  землей, т.е. на сегодняшний день на земли, находящиеся в пользовании ГУПов, не разграничена государственная собственность на земли.

Между тем в силу положений ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в том числе земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Сложившееся сегодня положение в ГУПах при использовании имущества предприятий нередко способствует неправомерным действиям в отношении такого имущества, в том числе как со стороны должностных лиц самих ГУПов, так и иных лиц.

К примеру, надзорные проверки показывают, что в ряде ГУПов (ГУП «Каякентское», ГУП «Башлыкентский», ГУП «Усемикентское», ГУП «Чкаловский») массовый характер носят факты заключения с физическими лицами договоров на выполнение подрядных работ по закладке многолетних насаждений и выращиванию сельскохозяйственной продукции с грубым нарушением  требований земельного и гражданского законодательства, а именно в  нарушение требований п.3 ст. 269 ГК РФ,  ст.295 ГК РФ и п.2 ст. 18 Федерального закона от 04.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» передача земельных участков физическим лицам для выполнения подрядных работ и выращивания сельскохозяйственной продукции осуществлена без согласия собственника в лице Минимущества РД.

Не соответствуют договора и требованиям ст.702 ГК РФ в части указания в договорах оплаты Подрядчикам определенной суммы (1500 рублей за 1 га и т.д.) до вступления многолетних насаждений в стадию эксплуатационных или же оплаты выполненных Подрядчиком работ только в случае поступления дотаций, субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями на счет Заказчика (ГУП «Каякентское») из федерального и республиканского бюджетов в рамках Республиканской целевой программы на 2011-2020 г.г., требованиям п.1 ст. 708 в части  отсутствия в договорах начального и конечного сроков выполнения работ и требованиям п.1 ст.709 ГК РФ в  части отсутствия цены подлежащей выполнению работы или способа ее определения.

По сути, предмет договоров на выполнение подрядных работ по закладке многолетних насаждений и выращиванию сельскохозяйственной продукции, не соответствует названию договоров и является завуалированной формой договора аренды, дающие Подрядчикам, как следует из договоров, право неоднократного продления договоров посредством составления дополнительного соглашения.

По указанным фактам нарушений, допущенных хозяйствами при заключении договоров на выполнение подрядных работ прокурором района в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ инициированы в суде более 60 исков о признании договоров недействительными вследствие их несоответствия требованиям закона, по которым вынесены судебные решения об удовлетворении заявленных требований прокурора. 

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований постановления Правительства РД от 20.07.2018 №100 «О мерах по повышению эффективности деятельности государственных унитарных предприятий» ни одним из перечисленных выше ГУПов надлежащим образом не разработаны и не утверждены  проекты ежегодных программ деятельности предприятий, стратегия развития предприятия, отсутствуют сведения о технико-экономическом обосновании планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения. 

Также не выполняются требования указанного выше постановления в части предоставления руководителями предприятий одновременно с годовым отчетом доклада о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

По выявленным нарушениям закона в порядке ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" на имя Министра сельского хозяйства и продовольствия РД внесено представление, которое находится на рассмотрении.

 

 

Прокурор района

старший советник юстиции                                                   Д.М. Макашерипов