Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс Каякентского района

 XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа,  и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.
          Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.  
           Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой работе может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
          Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Перед образованием в новом тысячелетии стоит задача перехода на более качественный уровень, соответствующий современным требованиям не только по своим целям, но и по своей структуре.
            Одним из основных направлений деятельности муниципальной методической службы Каякентского района является формирование и развитие единого информационного образовательного пространства района. Использование ИКТ и Интернет-технологий в этой деятельности можно рассматривать в двух направлениях:
- методическая поддержка для организации единой коммуникативной среды, системы дистанционного обучения, автоматизация отдела образованием, развитие ИКТ-компетентности педагогических работников и учащихся.
- непосредственно в деятельности методиста на рабочем месте (написание отчетов, справок, работа с информационно-поисковыми системами и базами данных, с электронной почтой, поиск информационных ресурсов).
        Созданная в районе инфраструктура позволила организовать сетевое взаимодействие муниципальной методической службы с образовательными учреждениями: успешно функционирует обмен информации по электронной почте.
                  Планирование работы информационного - методического центра строится на основе диагностики и анализа деятельности. Результаты исследований по определению уровня владения информационно-коммуникационными технологиями педагогическими работниками образовательных учреждений Каякентского района показывают, что большая часть педагогов успешно владеют навыками работы на персональном компьютере. Деятельность муниципальной методической службы направлена на обновление профессиональных компетенций педагогов и активное вовлечение всех учителей в информационное образовательное пространство. Ведется работа по внедрению в образовательный процесс интерактивных досок, для этого методисты  выступают с освещением их новых возможностей перед педагогами в ОУ района.
       В школах района накоплен положительный опыт организации образовательного процесса с применением современных информационных технологий. В муниципальной образовательной системе проводятся конкурсы для педагогов и учащихся. Проводится конкурс «На лучший школьный сайт», «Современный урок с использованием информационно-коммуникативных технологий».
      Все школы района оснащены компьютерными классами, имеют общешкольные локальные сети. Ежегодно увеличивается количество персональных компьютеров, улучшается показатель оснащенности школ компьютерной техникой. Таким образом, на 2012-2013  год число компьютеров по району отвечает соотношению 10 учащихся на 1 компьютер. В школах формируется ИКТ-насыщенная среда. Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование», во всех ОУ установлен пакет базового лицензионного программного обеспечения. На сегодняшний день,  ведется подготовка работников ОУ района к использованию пакета свободного программного обеспечения, что позволит с наименьшими проблемами перейти к его использованию в ближайшее время
          В каждом ОУ назначен ответственный за сопровождение  программных продуктов. Это уникальная вещь, при помощи которой руководители могут осуществлять оперативный контроль над образовательным процессом и принимать управленческие решения.  По реализации приоритетного национального проекта «Образование» 2012-2013 учебный год школы района получили 17 учебных кабинетов: химии-1, математики-1, физики -1, естествознания -1, начальных классов -7, филологии- 2, истории-2, биологии-1, географии-1) интерактивные комплексы-3. Глава администрации МР «Каякентский район» И.М.Гамзаев выделил из бюджета района на все образовательные учреждения  денежные средства (по 117тыс.) на приобретение для начальной школы средств ИКТ.
      Одним из приоритетных направлений использования ИКТ – технологий в работе является  представительство в сети Интернет, где одной из составляющих единого образовательного пространства района является сайт отдела образования целью, развития которого является создание новых форм взаимодействия всех участников образовательного пространства района, формирование банка данных образовательных ресурсов, осуществление документооборота с образовательными учреждениями. Также функционируют сайты всех общеобразовательных учреждений района.
        При работе в такой современной информационной среде у работников образования формируются новые методические компетентности. Они определяются как новые методы обучения детей с использованием современных видов учебных материалов и оборудования.
      Занятия в школе–это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Это и привело учителей к необходимости использования компьютера на своих занятиях, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер только дополняет учителя, а не заменяет его.

И поэтому для своих уроков педагоги нашего района все чаще и чаще готовят занятия - путешествия в мир природы, в мир музыки, живописи, в мир художественного слова, в мир цифр,  используя презентации Microsoft PowerPoint.
          Я считаю, что использование ИКТ не только позволяет повысить эффективность преподнесения материала, но и более рационально и экономно использовать время и силы педагогов.
       Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе? Исходя из собственного опыта и опыта специалистов иноформационно-методического центра, мне бы на этот вопрос  хотелось ответить так:
1. В подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. В подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.
3. В обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.
4. В оформлении групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. В создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей по предметам и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на –
уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, обучения и воспитания.
        Однако процесс построения информационного образовательного пространства в районе еще не закончен. Так как это длительный процесс, и результаты могут быть только промежуточные: каждый новый этап позволяет решить поставленные задачи, одновременно с этим идет развитие и ИКТ.
         В информационно – методическом центре существуют и некоторые проблемы, связанные с организацией развития информационной образовательной среды:
- нехватка персональных компьютеров  для организации работы ИМЦ - центра информационной и методической поддержки образования.
Наиболее приоритетными перспективами в области использования ИКТ в деятельности информационно – методического центра являются:
- Дальнейшее развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов в ИКТ-насыщенной среде через организацию учебной площадки дистанционных курсов «Учителя в сети»;
- Включение в единое информационное образовательное пространство муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Джабраилова Л.Д.,  

методист информационно-методического центра при отделе образования  администрации МР «Каякентский район»

Раздел новостей: 



?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение