УЧИТЕЛЬ В СОЦИАЛЬНОМ ВЕКТОРЕ РАЗВИТИЯ СЕЛА

            7 февраля 2013 в Москве прошёл Всероссийский форум учителей сельских школ «Учитель в социальном векторе развития села».  На Форуме Республику Дагестан представила наша землячка, директор Каякентского научно-методического центра стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования  добрых человеческих отношений, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ДГПУ, кандидат педагогических наук  Абакарова Рукият Кахрумановна.
Я обратилась к ней с вопросами.
– Рукият Кахрумановна, Недавно, точнее, 7 февраля 2013 Вы были в Москве. Какова была цель Вашей поездки в столицу?
Р. Абакарова. – 7 февраля 2013 в Москве прошёл Всероссийский форум учителей сельских школ «Учитель в социальном векторе развития села». На этом Форуме мне необходимо было ознакомить его участников с проблемами формирования добрых человеческих отношений в семье, детском саду, школе, колледже, ВУЗе, социальной среде. 
–– Как Вас встретили в Москве?
Р. Абакарова. – Очень радушно. Лично у меня было невыразимо приятное волнение, когда выступал духовой оркестр Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А.Шолохова.
С волнением я слушала, когда на Пленарном заседании Форума с приветственным словом выступали: первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации В. В. Володин; заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л. И. Швецова, заместитель  Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец, Министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов.
–   Вы не выступили на пленарном заседании Форума?
Р. Абакарова. – Да, выступила. Я вкратце описала проект Муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Каякентский научно-методический центр стабилизации социальной обстановки в обществе посредством  формирования добрых человеческих отношений (ФДЧО)».
А при проведении Диалог-клуба «Наша новая сельская школа: размышляем вместе» я внесла предложение: апробировать данный проект в школах различных регионов России и участвовать в доработке пособия для детских садов «Формированию добрых чувств», методических пособий  «Формированию добрых человеческих отношений» для 1-11 классов, пособия для родителей «Твори добро», обозначила возможности введения ФДЧО в учебно-воспитательный  процесс.
– Понравилась ли Ваша идея участникам Форума?
Р. Абакарова. – Наш Проект был поддержан участниками Форума. Многие из них изъявили желание работать по проекту ФДЧО. В частности, Галкин Валерий Фёдорович, директор Государственного  образовательного учреждения «Верх-ушнурская школа» Республики Марий Эл попросил электронный вариант нашего Проекта. Да и другие участники Форума, приехавшие из Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Республики Калмыкия, с. Новоюрьево  Тамбовской области и с других регионов России захотели поддерживать с нами связь через электронную почту, обмениваться  педагогическим опытом.
Нашими разработками заинтересовалась и начальник Методического отдела издательсва ВИТА-спресс Степанова Татьяна Николаевна, заведующая кафедрой педагогики и психолигии Института социально-гуманитарных технологий, кан. пед. наук, доцент  Рабаданова Разият Сулеймановна.
– Как Вы думаете, поддержит ли  Министерство образования и науки Российской Федерации Вашу идею? 
Р. Абакарова. – В дискуссии заседания Ассоциации учителей сельских школ России «Учительский дом» на селе: чья это забота?» я задала министру образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанову такой вопрос: «Как вы представляете дальнейшую реализацию проекта «Стабилизация социальной обстановки в обществе посредством  формирования добрых человеческих отношений»? 
Д.В.Ливанов ответил. – Вопрос актуален. Вам необходимо выявить в регионах специалистов, с которыми  целесообразно вести научно-методическую и научно-практическую работу по названному проекту. С этой целью Вам необходимо организовать телевизионные передачи, рубрики СМИ, тематические телемосты, чтобы педагоги и родители могли обмениваться опытом, личными мнениями по усовершенствованию межличностных отношений подрастающего поколения. 
– Каково Ваше впечатление о «Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: мифы и реальность»? Не считают ли мифом педагоги и рецензенты Вашу ЦПК (Целевую комплексную  программу) «Семья-детский сад-школа-колледж-ВУЗ-социальное окружение-природная среда в стабилизации социальной обстановки в обществе посредством  формирования добрых человеческих отношений»?
Р. Абакарова. – Многие деятели науки, культуры и образования считают, что данная ЦПК  актуальна, и её нужно поддержать. Поэтому в Дагестанском государственном педагогическом университете создан Научно-образовательный центр «Формирование добрых человеческих отношений», введен спецкурс «Педагогика формирования добрых человеческих отношений». В Институте национальных проблем в образовании Российской академии образования создана Научно-исследовательская лаборатория «Инновационные технологии усовершенствования межличностных отношений».
      По приказу МОН Республики Дагестан созданы школы с приоритетным направлением по формированию добрых человеческих  отношений: Новокаякентская начальная школа-детский сад, Избербашская СОШ №10, Мамедкалинская СОШ № 2,  Новокаякентская СОШ.
       Под  научным  руководством главы МР «Каякентский район», кандидата биологических наук И. Гамзаева создается  проект «Духовно-нравственное общение поколений как основное условие создания воспитывающей  среды», который проходит апробацию среди молодежи Каякентского района с участием СМИ, министерств, ведомств, органов власти, представителей духовенства и другие.
Под научным  руководством  доцента кафедры общей и теоретической педагогики ДГПУ Л. Кравцовой создается  проект «Сказки народов Дагестана как условие формирования добрых человеческих отношений», который проходит апробацию в школе № 54 г. Махачкалы.
В школе-гимназии г. Люберцы создана лаборатория формирования добрых человеческих отношений.
   В городе Пятигорске создан Центр сад-школа добра.
Однако некоторые педагоги, в частности, педагоги  Каякентского района полагают, что данная программа глобальна, и претворить её в реальную жизнь при повсеместном падении нравственности, вряд ли удастся. Это, конечно же, больно и грустно.
В народе бытует пословица: «Под лежачий камень вода не подтечёт. Если ничего не делать, межличностные отношения не улучшишь.  Я уверена, что проблемы воспитания детей нельзя пустить самоутёк, так как нет людей, которым не хотелось бы выглядеть лучше, чем есть, что нет личностей, которым не хотелось бы совершенствовать свои способности, создать вокруг себя положительную ауру, жить в мире, быть счастливыми.
Многие люди, живущие на селе, я думаю, не осознают свои возможности, свои духовные запросы. А часть молодого поколения, особенно безработные, глядя на окружающую среду,  губят своё здоровье, попадая под влияние наркодельцов, криминальных авторитетов или просто бездельников, не ставящих перед собой высоких целей. Мы, педагоги, обязаны помочь каждой личности, пока она не попала в беду.
– Как Вы думаете, можно ли добротой искоренить жестокость?
Р. Абакарова. – Можно. Канули в лета те времена, когда учеников воспитывали розгами. На данном этапе развития педагогической мысли, воспитателям необходимо искать и находить человечные методы влияния на воспитанников. Поэтому цель нашего проекта и ЦКП помочь воспитателям в их поиске человеколюбивых методов в воспитании подрастающего поколения. Проблема формирования добрых человеческих взаимоотношений между людьми сейчас стоит так остро, что на данном этапе мало воспитать в подрастающем человеке всесторонне развитую личность. В реальной жизни немало примеров, когда и всесторонне развитая личность способна на подлый поступок. Поэтому в нашем Проекте красной нитью проходит идея соизмерения личностью каждого своего шага, каждого поступка с совестью. Задача же Проекта – научить личность смотреть на себя через призму окружающих людей,  обучать её помнить о том, что, не учась совершенствовать себя, не предъявляя к себе необходимые требования, легко потерять человеческий облик.
Сейчас, когда у многих молодых людей подорвана вера в нравственное начало человека, нам, авторам Проекта,  необходимо возрождать в душах нового поколения идеи добра, справедливости, верности Родине, основанные на общечеловеческих ценностях.
– Вы приняли участие в дискуссионной площадке  Форума «Дистанционные технологии  – будущее образования на селе».
В то время, когда «светлые умы» стремятся переселиться в города, возможно ли развитие дистанционных технологий обучения на селе? Возможна ли реализация Вашего Проекта в сельских условиях?

Р. Абакарова. (Шутит) –  В городах немало светлых умов, которые мечтают освежить свои головы на природе. Мы, жители сёл, выросшие в единении с природой, возможно, подарим миру свежие мысли, родившиеся в селе...
А если серьезно, я не считаю, что в век Интернета и НИТО (новых информационных технологий обучения) сельские учащиеся в умственном отношении не отстают от городских учащихся. Поэтому, я думаю,  реализация нашего Проекта вполне возможна в селе, где сохраняются истоки народной мудрости.
– А что Вам больше всего понравилось на Форуме?
Р. Абакарова. – Презентация проекта Всероссийского педагогического собрания «Воспитай ребенка-сироту!». Выступление заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Юрьевны Голодец. В её выступлении чувствовалась боль за судьбу детей, воспитывающихся вне родной семьи, ощущалась и её забота, направленная на то, чтобы осчастливить  детей-сирот.
– Что ещё покорило Вас на Форуме?
Р. Абакарова. – Потрясающее выступление детского танцевально-спортивного клуба «Классика».
Понравились изумительные выставки: «Всероссийское педагогическое собрание в действии», «ВПС в лицах», «Школьному питанию – знак качества!», выставка «Учебная литература ведущих издательств России».
– Получили ли Вы заряд энергии, приняв участие на Форуме?
Р. Абакарова. – Да. Обращения участников Форума к учителям России я приняла, как обращение лично ко мне, так как Каякентский научно-методический центр вот уже 20 лет работает по  проблемам, поднятым на Форуме.
– Как Вы считаете, почему падают морально-этические нормы в поведении молодёжи?
Р. Абакарова. – Потому что дурной пример заразителен, как говорят в народе. Псевдокультура, которая навязывается Западом нашей молодёжи, губит в ней чувства патриотизма, духовности, человеколюбия, гуманности. Эти чувства псевдокультурой подменяются свободными отношениями, в которых не ценится скромность, целомудрие, честность, тактичность, чистота души. А доброта воспринимается как наивность. Это говорит о том, в Росси необходимо пропагандировать идеи формирования добрых чувств, которые могут возродить чистоту человеческих помыслов и гуманных отношений.
– Что нужно сделать для того, чтобы исправить современное положение в деле воспитания подрастающего поколения?
Р. Абакарова. – С этой целью Каякентский центр добра предлагает комплексный и целостный подход в формировании добрых человеческих отношений независимо от политической, национальной и конфессиональной доминанты общества и внедрить в общеобразовательные учебные заведения вышеназванный проект:  в детском саду занятия – «Формирование добрых чувств», общеобразовательной школе – с 1 по 11 классы учебный  предмет  «Формирование добрых человеческих отношений»,  на 3-4 курсах вузов и колледжей учебный предмет  –  «Педагогика формирования добрых человеческих отношений», а для организаций, учреждений, ведомств подготовку специалистов по должности «Организатор-педагог-психолог по формированию добрых человеческих отношений».

– Ну, что ж, успехов Вам, Рукият Кахрумановна, в Вашем нелёгком, но благородном  труде!

Курбанова А. Х., член Союза журналистов России.
учительница МКОУ «Новокаякентская СОШ» Каякентского района РД.  

Раздел новостей: 



?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение